На главную

Политическая карикатура: искусство и манипулирование

Говорит и показывает Вячеслав Шляхов

О карикатуре от наскальных рисунков до специализированных интернет-сайтов, от хобби до средства идеологических диверсий; о том, что важнее в работе карикатуриста: линии или штрихи, простой карандаш или фотошоп, техника или идея; а ещё о том, чем живут сегодняшние карикатуристы и на что – рассказал Вячеслав Шляхов, художник, юрист, почетный член Союза литераторов Европы.
.

На лекцию, организованную фондом «Байкалия», я шел, как на праздник юмора, но очень скоро понял, что погорячился. Поскольку для большинства пришедших послушать художника Вячеслава Шляхова карикатура оказалась чем-то большим, нежели нарисованный анекдот, т.е. эдаким серьезным многогранным явлением.
Поклонников данного жанра собралось всего человек 11, что для Иркутска вполне сносно, особенно если учесть, что данный вид искусства в России вообще не в почете. В настоящее время у нас нет ни одного тематического журнала, да и штатных карикатуристов в СМИ всего-то 5%.

(Внимательно слушает председатель регионального отделения политической Аграрно-промышленной партии РФ - А.А. Василенко)

Первая карикатура
Как и положено заправскому лектору, Шляхов повел свой рассказ о карикатуре от Адама, точнее, от пещерных людей – его непосредственных родственников. Оказывается, разглядеть в наскальном рисунке или, скажем, доисторической статуэтке карикатуру совсем не сложно. Для этого (всего-то!) достаточно знать идеал красоты того времени. Гротескное изменение по отношению к этому идеалу и будет признаком художественного издевательства, т.е. карикатурности, считает Вячеслав.
Свою первую карикатурную выходку художник не помнит. Помнит лишь, что посвящалась она учительнице рисования. Изображение это имело определенный успех, но всласть насладиться им не получилось – в дело вмешался широкий кожаный ремень отца-военного. То, что ни учительница, ни родители не поняли юмора, Вячеслава нисколько не смутило. Наоборот, раз пострадав за личную художественную правду, он твердо решил страдать за неё и дальше. Правда, людей он больше не обижает, во всяком случае, специально.



– Обидеть любого человека очень легко, – рассуждает художник, – возьмем для примера хотя бы Ангелу Меркель. У неё в кабинете висит мой шарж, где она с взъерошенными волосами как бы пытается захватить земной шар. Я ведь очень легко мог бы её унизить… – Шляхов под сдержанные смешки присутствующих женщин выводит маркером пышногрудую толстуху. – Но зачем я буду это делать? Для меня гораздо интересней сделать так, чтобы объект карикатуры мог посмеяться над собственным изображением вместе со всеми, а может, и взглянуть по-новому на себя любимого.

(Директор Университета "Байкалия" М.Я. Рожанский. )

Карикатуры народов мира
В России развитие жанра карикатуры связывается прежде всего с техникой лубка – печатной народной картинкой на религиозные, философские, сказочные, исторические и иные темы. Причем наш лубок в сравнении с тем же английским, по словам Шляхова, – это образец благообразия, внутренней чистоты, внешней и внутренней цензуры. О том, что в западной традиции карикатуры гораздо жестче, Вячеславу рассказали его европейские коллеги:
– Немцы назвали мои работы «милыми шаржами», потому что германские карикатуристы не гнушаются ничем.
У всякого народа не только свои традиционные подходы к карикатуре, но и свои «болевые точки», ловкое использование которых порой позволяет недоброжелателям разжечь нешуточные страсти какой-нибудь посредственной картинкой или расхожим символом. Так, в арабо-израильской информационной войне в ход идут свиные пятачки, звезда Давида и свастика. В противостоянии Запада и Востока используются изображения пророка Мухаммеда, в данном случае религиозные чувства мусульман оскорбляет сам факт изображения пророка, что, как известно, запрещено в наиболее радикальных течениях ислама.

Дата: 23.10.2012
Автор:Артем Световостоков. Фото Ольги Фоминой

(Булатова С.Н. - Директор Байкальской школы ПР

и журналистики.)

Зацепило
По мнению Шляхова, в России наиболее больные темы – это цены, выборы и степень свободы, именно их обычно используют рисовальщики, если хотят создать определенное социальное напряжение.
В какой-то момент лекция превратилась в ответы на вопросы, причем самые обычные: «Выпускается ли сегодня журнал «Крокодил»?», «Сколько денег платят за работу карикатуриста?», «Преподают ли карикатуру в художественных училищах?» и т.д. Вопросы эти как бы говорили о желании части аудитории попробовать себя в этом редком и, пожалуй, благородном занятии. А почему бы и нет? Пара-тройка хороших карикатуристов здорово оживили бы местную общественно-политическую рутину. Ведь правда?

Последние комментарии

Антон Закорецкий, 23.10.2012
Думаю, дефицит карикатуры (и даже безобидных шаржей) в СМИ Иркутска как раз и доказывает, что основными чертами характера так называемого типичного иркутянина являются: туповатость (ну, или неумность, как минимум), боязливость, фанфаронство, убогость мечтаний... Или, как однажды мы с коллегами вывели формулу: "Иркутянин - это мания величия, помноженная на комплекс неполноценности!" Я не прав?

Скульптор, художник Владимир Дадон.

(Wladimir Dadon)

Родился в 1950 году в СССР, много лет работает и живет в Берлине. Член берлинского Союза художников, работы имеются в Москве, Риме, Варшаве.

Постоянный участник выставок русских художников в Европе.

В 2002 году открыл свою школу в Берлине.


В берлинском ателье скульптора. В беседе с художником Вячеславом Шляховым.

Одна из значимых работ В.Дадона - "Распятие". Художник работал над ней более пяти лет, каждый вариант ему не нравился, он его переделывал и переделывал. И получился образ Христа-мученика, Христа сомневающегося и кающегося.

Владимир Дадон – русский скульптор, организатор скульптурной школы в Берлине - Ост-Кройц. Родился в 1950 году, учился в престижных вузах Советского Союза. Работал в России, Италии. Один из организаторов союза европейских художников «Артель». Член Союза художников Германии. Берлин хоть и большой город, но встречаются в нем люди, также как и большой деревне. В центре Берлина проводилась выставка-распродажа работ современных художников. Залы торгового пассажа на Фридрихштрассе были заняты полностью. Я представил одну их своих работ. Один из организаторов выставки попросил меня привезти работы скульптора, так как они в такси не вошли. Я в это время ездил на своем компактном автобусе. Поехал, насколько помню в галерею в Панкове. Приехал, пред галереей стоит и держит обнаженный торс высокий человек. Это было надо видеть. Вокруг осень, листья, дождь. Мокрое лицо, куртка вымокла, а он зонтиком прикрывает мрамор.Мы погрузили этот торс молодой женщины в машину, потом принесли из галереи еще несколько работ в камне. Могу отметить, очень даже тяжелые. А с моей спиной, да таскать такие тяжести,… Но все окончилось благополучно. Вот так мы познакомились с Володей. У него довольно тяжелая судьба. Профессия скульптора и так тяжела, постоянно с молотком, глиной, гипсом. Грязь, пыль. Кто в семье это потерпит. Надо быть очень преданным человеком, чтобы это понимать. Но это редкие исключения. Семья распалась. Стал пить. Эту горькую жизнь с этой горькой водой. Вроде бы встретился с другой женщиной. И опять те же проблемы. Не мог остановиться. Создавал хорошие работы, мог бы зарабатывать хорошие деньги. Был востребован. Но водка губила все. Пропускал даты заказа, халтурил. Но, черт возьми! Ведь талантлив как бог. Остановись. Я с ним постоянно ругался. Он был в творческом союзе «Артель» заместителем председателя. Тебе и карты в руки. Пьянка сделала свое дело. На очередном собрании избрали заместителем уже меня. Мы продолжали с ним работать. Он часто бывал на моих вечерах «Давайте посидим». Если у меня была работа для него, пытался уговорить эту работу выполнить и не подводить меня. Он старался взять себя в руки, и нередко ему это удавалось. Он вообще очень мужественный человек. Дай бог ему успехов и силы. Ведь художника обидеть может каждый...

В Иркутске 9 августа 2012 года открылась юбилейная выставка иркутского художника Геннадия Кузьмина.

На улицах Иркутска.

Одна из выставок Геннадия Кузьмина в кафе "Берлинский погребок"

-Путешествие в Германию.

Дата рождения: 1952
Член Союза Художников России с 1991 г.
Основные выставки:
1992, 1993, 1995, 1996г. - Выставки в Германии;
1992г. - Выставка в Китае, г. Шеньян;
1994г. - Персональная выставка г. Иркутск;
1996г. - Выставка в Москве,
2000г. - Аукцион отеля "Друо" Франция, г. Париж;
2002г. - Региональная выставка Человек и его мир (картинная галерея Сибирские Мастера).
2011 год - Международная выставка "Человек и город" .

Музеи, галереи, частные коллекции, владеющие работами автора: Музеи Иркутска, Томска, Красноярска, Китая; Частные коллекции в США, Франции, Германии, Польше.
Публикации: Журнал "Паспорт в новый мир", стр. 115 - 1994 г. Книга "Иркутские художники, галереи и коллекционеры 2000 г." Газета "Зеленая лампа", 2000 г.
Каталоги, альбомы и другие иллюстрированные издания: "Саянская картинная галерея"; Каталог "Легенды и мифы Байкала", 2000 г.
Автор выполняет заказы: Натюрморт, портрет, пейзаж, тематические работы.
Родился в 1952 году в городе Усолье-Сибирское Иркутской области. В 1975-м окончил Иркутское училище искусств.

С 1976 года участвует в городских, областных, региональных выставках. Член Союза художников России с 1991 года. В настоящее время живет и работает в Иркутске.
Произведения находятся в художественных музеях Иркутска, Шеньяна, Томска, Новокузнецка, Красноярска-45; галереях Усть-Илимска, Саянска, Железногорска, Усолья-Сибирского, Шелехова, Усть-Орды, а также в частных коллекциях в России, Германии, Польше, Швейцарии, Италии, Франции, США, Канаде, Японии, Корее, Китае, Швеции, Югославии, Израиле и Монголии.
Любовь к реализму и мифологии. В Иркутске открылась выставка художника Геннадия Кузьмина. В этом году автору исполнилось 60. На юбилейной экспозиции представлены работы последнего десятилетия.
«Ветераны афганской войны» – угольный набросок картины привлекает внимание посетителей выставки больше всего. Работа над композицией в самом разгаре. «Здесь только эскиз», - говорит художник Геннадий Кузьмин. Самое сложное впереди. Автор старался запечатлеть тех, кто воевал или имеет прямое отношение к войне. Все они жители Иркутска и области. «Я работаю полтора года, и еще не началась даже работа. Впереди холст, написанный красками, будет. Только он большой», - говорит Геннадий Кузьмин, член Союза художников России.
Геннадий Кузьмин творит в основном в стиле реализма. Например, картина «Ресторан Гаврош в Париже» вряд ли бы была написана, если бы автор не побывал там лично. Кроме того, в его творчестве реализм совмещён с мифологией. Мифы Геннадий Кузьмин полюбил еще в студенческие годы. И вот уже много лет он неотступно следует этой теме. «Возможно, для него это сопоставление мира нынешнего и возвышенных идеалов прошлого. Отрадно, что он видит в нашей сегодняшней жизни людей прошлых - красивых, добрых», - подчеркивает Тамара Драница, искусствовед.
Всего в экспозиции 70 работ -самые яркие. Их пришлось отбирать более чем из сотни картин. Выставка Геннадия Кузьмина как подведение итогов. Впрочем, и планов у автора тоже много.

13.06.2012

13 июня 2012 года. В Музее города собираются бородатые, усатые дядечки и пышные дамочки. Они идут на встречу с ним, ушедшим из этой жизни три года назад Геннадием Сапроновым – иркутским издателем. Единственным в области, чрезвычайно талантливым и остро чувствующим талант профессионалом.

На встрече друзей приятно было вновь встретиться с Костей Жуковым, Валентином Распутиным, Володей Скифом, Ольгой Тихомировой, Галиной Змичеровской, Арнольдом Харитоновым, Сергеем Алояном….всех даже и не перечислишь

На страничках Интернета нашел следующее: «Он родился 70 лет назад (это о Гене – а ему месяц назад только стукнуло 60!) в г. Черемхово Иркутской области, закончил факультет журналистики Иркутского государственного университета. До поступления в ИГУ, два года работал на заводе им. Куйбышева токарем, а затем плотником.

Он не боялся затрагивать острые политические, экономические и культурные темы.» Олег Желтовский рассказал о том, что попытки друзей «выхлопотать» разрешение на присвоение одной из обезличенных библиотек Иркутска имени Г. Сапронова, уперлось в бюрократическое нет - со дня смерти не прошло полных трех лет! Не хватило месяца.

Прошу напрямую губернатора Иркутской области и мэра города Иркутска проявить гражданское мужество и порядочность и решить этот вопрос!

. Не зажглась на иркутском небосводе, да и во всей России звезда одиночки-издателя такой величины

Как это здорово, что Генку помнят и любят. Он живой и всегда с нами. Его жена Леночка и дочка Наташа стараются продолжать его дело. У него растет внук.

Гена был и остается счастливым человеком. Со смертью человека жизнь его не прекращается, если он был человеком! С большой буквы

В нашем садоводстве немало тех, кто заслуживает всеобщего признания и уважения. За их жизненную позицию, за труд, за талант. Этот люди, которые всю свою жизнь честно выполняли поручаемую работу, несмотря на то, что они были намного талантливее других. Но такой уж был расклад в СССР - не высовывайся, все должны быть равны. Что оказалось в корне неправильным.

На ул.Рябиновая стоит небольшой домик, в котором всегда царит покой и почти музыкальная гармония. Домик, где живет интересный человек - Михаил Денисович Потемкин. И мало кто знает, что он изобретатель, рационализатор. Что многие его проекты с успехом применяются в различных областях. Что тянется к нему молодежь, может из-за опыта, а может из-того, что он неординарный человек. Думающий. Чудак.

Как- то остановились мы с ним на улице. Зашел разгоовр о переносе трубы подачи воды, которая в девяностые была неправильно проложена. А теперь, вот, автомобили японские проехать не могут - посадка у них низкая. А у Михаила Денисовича уже и решение наготове - сварить по другому и проложить под дорогой! И уже людей стал подбирать для выполнения этой работы.

Вот такой человек.

Из других садоводств:

« Да у нас полнейший бардак! Электричество воруют. Сменяется один председатель на другого. Всех обвиняют в воровстве. Последний председатель плюнул на все и ушел. Просто бросил все. Да это и понятно, за…ли его полностью! Эти тупые бабки кого угодно достанут. И что получилось? Садоводство прекратило существование, новый председатель стал работать без правления. Всех уволил. Сделал новую регистрацию на себя. Сейчас и его уже достали.»

СНТ «Восовец»

«Постоянные склоки, обвинения. Часть садоводов довольна, часть нет. Все проворовались! Взносы не платят.»

СНТ «Топограф»

«То электричества нет, то воды. Одно время хорошо было, потом опять все рухнуло. Хотя по сравнению с другими садоводствами у нас народ не такой склочный, как, например в «Колобке».

СНТ «Ручеек»

«Вы по нашим дорогам проедете. Дороги не делаются с самого образования, электричества постоянно выключают. Хорошо, что воды хватает. Председатель, нарушая Устав, один работает, он и бухгалтер и правление. Так он же еще и в другом садоводстве дополнительно работает. Как это понимать?»

СНТ «Новое»

«У нас лес в 90-е годы председатели захватили, теперь вся приватизация в воздухе повисла. Со светом беда. Выключают часто. Вода есть, но не хватает. Новый председатель что-то делает, но явно у него не получается.»

СНТ «Ивушка»

«Да что вы все ерунду говорите, все председатели воруют, все до одного! Поэтому и работают за малую зарплату, чтобы воровать. Наворуют, их снимут и следующего вора поставят. А мы за все плати. Я вот не плачу три года и платить не собираюсь!»

СНТ «Надежда»

«Дороги вообще никто не отсыпает, все разрушено. Не пройти, не проехать! Деньги собирают, в ничего не делают. За что с нас по 1.20 на электричество собирают? Ясно - воруют!»

СНТ «Сокол»


«У нас зарплата председателя 19 тысяч, так он за нее последние штаны с нас снимает. Мы, что только на него работать должны? Водолей 20 тысяч получает? А за что? Вода с перерывами идет! Сволочи! Заворовались вконец!»

СНТ «Радуга»

«Я свою землю приватизировал. Платить больше ничего не стал, так они меня в суд потащили. Я его проиграл! А почему мне раньше не сказали, что я все равно платить обязан? Правление - все мошенники, меня обманули и обворовали.»

СНТ « Кедр»

В Иркутске открылся первый в своем роде джаз-клуб "Чикаго". И открылся он выступлением интересной, своеобразной, и безусловно, талантливой музыкальной группы Альберта Кувезина "ЯТ-ХА".

Необходимо отметить, что организаторы этого клуба создали высокопрофессиональные условия для выступления джазовых групп. Чистота звука идеальная. Дизайн разработал В.Шляхов( он же создавал проект бара "Берлинский погребок", росписи Российской Академии правосудия и м.д.). В небольшом помещении в стиле американских ресторанчиков 30-годов удобно разместились столики и барная стойка.

Альберт Кувезин

На стенах фотографии известных исполнителей джаза. Атмосфера всего зала очень демократичная.

Интрересен был элемент выступления группы - тувинское горловое пение, чрезвычайно интересным оказался в своем пении Альберт Кувезин. От мягких тонов до глубокого тяжеловесного рычания.

Но при всем этом ничто не умоляло достоинство выступления. Думается, что это только начало.

Девушка по имени "Тата" в одежде стиля 50-х годов( подружка гангстера?) исполняла свои танцевальные фантазии, что скорее всего должно было подчеркнуть или оправдать неожиданное название -"Чикаго". Работал бар, где коньяк закончился быстрее, чем сам концерт. Об этом очень часто со сцены заявлял Альберт, которому понравился коньяк - "Местный" Думается, что это будет необычный клуб молодежной сцены. Ведь некотрые даже не знали ничего о джазе. Жаль, что посетители клуба курят сразу при входе в зал. Хотя есть решения о запрете курения в общественных местах! Многим это не понравилось.

Клуб находится по адресу: ул. Байкальская 108, остановка "Баргузин", левая часть здания "Меха Сибири".

Шляхов Вячеслав Гаврилович

родился 8 июня 1952 года в посёлке

Белая Иркутской области в семье военного.

С 11 лет работал на стройках, пастухом, трактористом в совхозе.

1970-1972 гг. — служба в армии, в военно-воздушных войсках. После увольнения в запас поступил на рабфак Иркутского госуниверситета.

В 1973 — 1976 гг. учился на юридическом факультете ИГУ, с четвёртого курса перевёлся в Московский госуниверситет. Одновременно окончил заочную Академию искусств. После МГУ работал старшим инспектором Московского уголовного розыска ГУВД Москвы.

С 1982 по 2004 год работал в Берлине.

До 1990 года работал в немецком рекламном предприятии DEWAG, затем создал собственную фирму «TOPAC», объединяющую рекламное агентство, типографию, издательство и мастерскую по шелкографии.

В 2004 году вернулся в Иркутск, работал в Восточно-Сибирском филиале Российской академии правосудия. В 2006 году совместно с Е.В. Кузиной открыл известный пивной клуб-бар «Берлинский погребок».

Член Союза художников Германии.

Имеет государственные награды, в том числе награждён орденом Трудового Красного Знамени ГДР и золотой медалью Венецианского фестиваля современного искусства. Две работы занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Имеет пятерых взрослых детей.
Вячеслав Шляхов не собирается ничего покорять. Он просто хочет жить так, как ему нравится

Иркутский художник, бизнесмен и юрист Вячеслав Шляхов родился и вырос в СССР, а признание получил в Германии, где провёл почти треть своей жизни. В 2004 году он вернулся на Родину, работал в Восточно-Сибирском филиале Российской академии правосудия. В 2006 году открыл в Иркутске пивной бар. О том, почему член Союза художников Германии, имеющий престижные международные награды, не участвует в иркутских выставках, и о том, легко ли дважды попасть в Книгу рекордов Гиннесса, Вячеслав Шляхов рассказал Людмиле БЕГАГОИНОЙ.

Судя по тому, что первое ваше образование юридическое, о карьере художника вы не мечтали. Как же увлечение стало профессией?

— Рисовал я с детства, сколько себя помню. Мы жили в военных гарнизонах, в казармах — заняться там детям особо было нечем. Ну, конечно, дрались с деревенскими мальчишками, воровали с военных складов патроны. Поджигали их. Но зимой больше приходилось сидеть дома, вот я и рисовал — как мама топит плиту, как кошка греется на солнце. Любил фантазировать, сочинять. Из маленьких тетрадок делал иллюстрированные журналы, придумывал сюжеты на фантастические темы. Дарил их друзьям. У меня неплохо выходили карикатуры. В третьем классе послал свои работы в журнал «Крокодил». Их, конечно, не опубликовали, но отправили мне подшивку журнала с ободряющим письмом. Советовали учиться у таких мастеров, как Борис Ефимов, Кукрыниксы. Я и учился. По книгам да на собственном опыте, методом проб и ошибок.

— Но вы не только оформительским искусством занимались?
— Мне было всё интересно. Писал, например, картины и портреты на заказ. Мои работы находятся сегодня в частных коллекциях США, Колумбии, Франции, Болгарии, других стран. В 1984 году я вступил в Союз художников ГДР, продолжая работать в DEWAG. Было очень много выставок. Преподавал в школе графики и живописи «Нордост» от министерства культуры ГДР. Делал карикатуры. Писал картины для станций Берлинского метро.

— Вы так легко вписались в берлинское общество? А трудности с языком, с общением? У немцев же другой менталитет.

— Могу говорить на английском, испанском, немецком, польском. Первым учителем немецкого языка была для меня мама. Она была в оккупации под Гомелем, помогала партизанам. Её отец, мой дед, — чекист, воевал в отряде Ковпака.

А что касается другого менталитета немцев — больше разговоров. Русские за границей довольно быстро привыкают к порядку. Во всяком случае, не станут ржавую трубу без изоляции класть в траншею, как я это здесь наблюдаю. И работают по совести. И закон там никто не пытается обойти, в том числе и русские. Если я продавал картины в частные руки, и в голову не приходило скрывать доход от налоговых органов. Идёшь в сберкассу и платишь свои 20%.

Конечно, я много общался с соотечественниками.

В 1986 году мы с единомышленниками организовали международный клуб «Диалог». В руководство клубом вошли достаточно известные в Германии люди, например жена немецкого писателя Стефана Хермлина. Не раз общался с Маркусом Вольфом.

Это был островок свободомыслия, консультационный центр для русских, переехавших в Германию, а позже и для многих других. Кстати, этот клуб до сих пор действует в Доме русской науки и техники в Берлине и имеет несколько филиалов в других странах.

Архив Восточно-Сибирской правды.

Мне повезло познакомиться в этой жизни еще с одним интересным человеком, вернее с двумя «человеками». Веселыми, озорными, азартными. Во- первых - с заслуженным артистом Российской федерации – Яковом Михайловичем Вороновым. А во- вторых с его женой – Ларисой. Просто замечательна пара.

Но все по порядку - Яша один из ведущих артистов Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова. Долгие годы на сцене - комедийные, драматические роли и вторые роли. Но как он это здорово играет. Он трижды лауреат Всероссийского фестиваля театральных капустников «Веселая коза» (Нижний Новгород, 1996-1999 гг.) В 2001 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный артист РФ». 2002 г. - лауреат конкурса театральных капустников в рамках фестиваля «Сибирский транзит» (Иркутск).

Популярный ведущий многих промо-акций, конферансье, комментатор хоккейных игр. Открывал кафе-бар «Берлинский погребок» в Иркутске. Если кто-то сомневается в возможности все это успевать – авторитетно заявляю – это возможно!

Главное чтобы человек был сам солнышком!
В 2001 году Якову Воронову присваивают почетное звание заслуженный артист РФ.
Большое количество спектаклей, успех. Что еще надо в жизни человеку? Только одного - чтобы он был востребован. Артисты в масле не катаются. Иногда очень тяжело дожить до зарплаты. Денег на такси не хватает, а спектакли поздно заканчиваются. Беды бы не было. Но беда пришла. Зимой 2005 года в позднее время Яков возвращался домой, при попытке открыть дверь в подъезд, был оглушен ударом тяжелым предметом. Нападавшие били его долго, и, забрав телефон, скрылись. Кто это был - не ясно до сих пор. Это могли бы быть наркоманы, что очень сомнительно. Это могли сделать и фанаты команд хоккея, не довольные его комментариями хоккейных матчей. Лечился долго, но и сейчас чувствуется тяжесть в его разговоре. Челюсть сломана. Поднялся, вышел опять на сцену. В этом ему помогла его жена – Лариса. Светлый человечек. По знакам зодиака – рыба! Но явно не рыбьей породы.

Она натура звонкая. С ранних лет готовила себя к профессии музыканта. Окончила Иркутское училище искусств – отделения теории и истории музыки. Пришла работать на областное радио. Многие ее музыкальные программы известны – «Свидание с песней», "Иркутск музыкальный", "О музыке с любовью", «Звуки музыки». Позже окончила наш знаменитый ИГУ – факультет журналистики. Как она сама пишет: « Нравится быть в гуще музыкальных событий, нравится общаться с интересными, яркими, незаурядными и творческими людьми. Нравится рассказывать о них радиослушателям и создавать в эфире атмосферу добра и красоты с помощью музыки, которая звучит в концертных залах Иркутска. Сейчас являюсь ведущей программы «Доброе утро, Приангарье». Пишу сюжеты на разные темы, разной направленности, но «музыкальные» остаются прерогативой.
Люблю слушать музыку Вивальди и Моцарта, люблю заводную и щемящую русскую народную песню, обожаю слушать старинные русские романсы. Увлекаюсь автовождением и садоводством. Душой отдыхаю с хорошей книгой. Получаю наслаждение от прогулок по лесу и сбора грибов. А в сердце самый дорогой мой человек-внучка Варя. Жизненное кредо: Любить и быть любимой.» Хорошая, славная семья. Ну, бывают и бури, у кого из нас, их нет?
Раз поехали мы за грибами. Лена Кузина уговорила. Там грибов видимо-невидимо! Час едем, два едем, три едем. Четыре! Куда? Где этот лес? Наконец нашли, вроде бы то место. Заезжаем в лес, а проехать не можем. Все дороги лесные деревьями завалены. Стали растаскивать, а Яшка говорит: « Давайте этих Сусаниных бросим, а сами по шашлыку…? Ну, как в тайге бросишь даже «Сусанина»? Сели на поляночку. Солнышко светит, тишина. Птички поют. Сосновыми иголочками пахнет. Лесом пахнет. Пошли грибы искать. Часа три ходили. Нет грибов. Ни у кого нет! Что за напасть? На трассе ведь видели, что грибы есть! Короче вернулись на трассу, купили грибов и назад в Иркутск – еще четыре часа. Приехали за поздно. А все оказалось, что уехали не туда, грибов там, в помине никогда не было. Но отдохнули! А с хорошими людьми все время хочется вместе отдыхать. Так что будем хорошими людьми!




К 1989 году подготовила к изданию монографию «Художники Иркутска», включившую в себя почти сто имен иркутских художников. Несмотря на сомнения знакомых и даже порой самой Татьяны, книга выходит в свет спустя четыре года после начала работы. 1994 год оказался для Татьяны просто блестящим: она получила степень кандидата исторических наук, в Восточно-Сибирском книжном издательстве тиражом десять тысяч экземпляров вышла монография - первый в справочной литературе объемный труд, посвященный художникам. То, во что никто не верил, обрело черты солидной, очень весомой книги со многими цветными иллюстрациями, к тому же прекрасно отпечатанной в Санкт-Петербурге. Это была ПОБЕДА как над житейскими обстоятельствами, так и над собой. Но никто не спешил ее поздравлять, оценили этот труд как подвиг гораздо позже, а сегодня, спустя одиннадцать лет, эту уникальную книгу просто невозможно найти, она стала настольной для музейщиков и заняла достойное место в историографии художественной жизни России. Только Татьяна и ее самые близкие друзья знают, каких трудов, нечеловеческих усилий, нервов и слез стоило выпустить в свет эту великолепную, емкую и нужную книгу, и тем не менее, автор вынашивает мечту издать второй том монографии, ведь за более чем десять лет появилось немало новых имен и талантов в кругу художников.

Члены немецкого общества "Возрождение", объединившего в своих рядах людей различных национальностей, но единых по духу и культуре встретились с иркутской художницей Т. Ларёвой.

Ларева Татьяна Григорьевна
Родилась в селе Екатерининское Омской области. Окончила училище искусств в 1975 году и Академию художеств, институт живописи, скульптуры и архитектуры им.Репина в 1985 году.
Живописец. Искусствовед. Педагог. Член Союза художников России с 1989 года.
Работала в Иркутском художественном музее, начинала экскурсоводом, стала заведующей выставочными залами Иркутского отделения Союза художников России.
Преподавала в ИГУ на кафедре философии и культурологии. В настоящее время - докторант, Зав.кафедрой искусствоведения Иркутского Технического университета. Доцент. Кандидат исторических наук.
С 1996 года - член Международной ассоциации искусствоведов и критиков. Как художницу Татьяну Лареву интересует детская и бурятская темы. Ее мечта - создать галерею современного искусства. И еще Татьяна Григорьевна мечтает "молчать, писать картины и жить на природе среди хороших людей".

В то время Татьяна была уже на новом витке своей стремительной жизни: заведовала кафедрой искусствоведения в техническом университете; открыла лабораторию «Искусство народов Сибири и Севера»; создала в ТЮЗе имени Вампилова международную молодежную галерею «ЛиК»; вступила в Международную ассоциацию искусствоведов и художественных критиков. И снова она ради творчества, как когда-то давно, оставила всё. Наступил момент, когда ее универсальная личность потребовала от теории перейти к чистому творчеству- живописи и графике, когда в ней в полный голос заговорил ХУДОЖНИК - её истинное призвание в этой жизни и на этой земле. Теперь она уже точно это знала, так как всю жизнь развивала в себе художнические навыки. И вот, спустя пятнадцать долгих лет, в течение которых Татьяна не брала в руки кисти, она вновь принимается за работу практически с нуля. С 1999 года, после стажировки в Академии художеств в Питере, она написала более 300 картин, создала галереи портретов для Музыкального театра им. Загурского и театра юного зрителя им.А. Вампилова. Среди ее работ графические циклы «Родом из детства» и «Тени большого города», живописные полотна на историческую тему «Епископы иркутские» и «Старинные праздники и обряды». Татьяна много путешествует, ездит на этюды, устраивает выставки в отдаленных уголках Приангарья. Выставки Ларёвой пользуются большой популярностью, а многие работы хранятся в государственных и частных коллекциях в России и далеко за ее пределами.

28 января 2009 года в немецком обществе "Возрождение" , которое находится в здании по ул. Партизанская д.1 состоялась творческая встреча поэтов города Иркутска.

Вечер был посвящен новому сборнику стихов иркутской поэтесы Татьяны Кузнецовой.

Удивительный человек, удивительная и трудная судьба. Студентка ИГУ, филфак, газета, Советская Армия, милиция, капитан уголовного розыска. И рядом стихи. Пронзительные, по женски непосредственные, объемные.

В заключение вечера она исполнила одну из своих песен, которую зрители слушали со слезами на глазах.

Поэт Александр Чеботенко читает свои стихи. Время пролетело незаметно. В заключение вечера Александр и иркутский поэт Вячеслав Шляхов исполнили песню "Завитинский вальсок".

Слова и музыка А. Чеботенко.

Шедростью руской души

Славится Дальний Восток,

Там у границы стоит

Наш небольшой городок.

Здесь в Приамурской глуши,

Молодосьть наша прошла,

Здесть молодая любовь

Все испытанью прошла.

Звенела гитара, лились знакомые мелодии 60-70 годов, русские романсы, удивительное сочетание музыки и голоса певицы Лилии Мочальниковой потрясли слушателей.

В свое время, работая в Новосибирском учебном театре, она впервые взяла в руки гитару.

В Иркутске артист Музыкального театра им. Загурского Владимир Браништи "взял" ее под свое творческое крыло.

Татьяна Федоровна Котовщикова, одна из известных иркутских женщин, пришедшая на творческий вечер, была приятно удивлена. Ведь столько талантов таит в себе Иркутская земля. Из ее рук, с благодарностью, приняла цветы поэтесса Татьяна Кузнецова
Ольга Владимировна Долмат с любовью приняла подарок клубу от заслуженного художника России , члена Союза художников, кандидата наук Татьяны Ларевой.

Среди гостей вечера присутствовали художник Татьяна Ларева, лингвист Татьяна Блудова и многие другие.

Татьяна Суровцева читает свои стихи.

В Иркутске ее называют - наша Белла Ахмадулина. Тонкие, изящные стихи в исполнении такой хрупкой, маленькой женщины приобретаю совсем новый смысл, новое утверждение женского изящества и стойкости.

В этом году трагически оборвалась жизнь иркутского оригинала, поэта, музыканта, историка, певца , директора Дома-музея Волконских - Евгения Ячменева.
В кафе-баре " Берлинский погребок" состоялся концерт ансамбля " Три струны". На суд зрителей молодые исполнители вынесли произведения как уже известные публике, так и новые. Молодые таланты попробовали по-новому аранжеровать музыкальные произведения. Ну, а судьями были посетители бара, которые сами подхватывали знакомые им мелодии.
Две Юлии, а фамилия одна - Муран. Вот так и появился ансамбль "Делта Ю". Да, да, вы угадали - девушки родственницы. На предложение В. Шляхова поучаствовать в его проекте " Талантливый Иркутск" они с радостью согласились. Зритель очень хорошо принимал ансамбль. Мелодичные голоса и проникновенные стихи одной из Юлий создавали неповторимую атмосферу праздника.

Дом-усадьбу Волконских посетила делегация Судебного депортамента при Верховном суде РФ и руководителей Российской академии правосудия.
Ректор Российской академии правосудия,заслуженный юрист России, профессор В.В. Ершов с интересом ознакомился с экспонатами дома-музея Волконских.
У вас есть, что нам написать?
Пишите.
Обязательно посетите музей-усадьбу Волконских!

Вас встретит творческий коллектив, трепетно сохраняющий традиции тех лет.

Волконских дворик.
Тишина подворья.
В людской опять
Скрипят полы.
Столы пусты
И безголосны,
Как будто все
Уснуло до весны.
Но в тишине
Лишь на мгновенье
Сорвался клавесина
Тихий звук.
Вздохнули шторы,
Распахнулись двери
И свечи осветили
Все вокруг.
Тенями прошлого
Гостиная играет,
За окном пурга,
В камине теплый
Гул стоит.
И дом живет
И с ним Волконских
Слава.
И дом как прежде
Не забыт.

Иркут Славин

Не улыбайся мне,
Не надо.
Зачем ненужный
Разговор?
Я стар уже
И против воли
Сдержу осенний
Уговор.
Мои ненужные услуги
Тебя ласкают не любя,
И наливаю я в бокалы
Вина немного и дождя.
И тихий ветер мне
Не нужен
Сегодня ужин
Как всегда,
Твои глаза
В вечернем свете,
Так странно смотрят
На меня.
А я спокойно принимаю
Ту роль, которая дана-
Тебе играть- не принимая,
Мне понимать -тебя любя.

Иркут Славин

Творческий коллектив дома Волконских охотно делиться своим творческим потенциалом с жителями Иркутска, выступая перед студентами, рабочими или пенсионерами. Как правило, это насыщенное интеренсное общение надолго запоминается зрителям.
Так много нового узнают студенты и преподаватели об истории нашего края и города.

Hosted by uCoz